Для того чтобы понять, чем отличается художественное литье от ковки, необходимо обратиться к самим процессам изготовления. В истории декоративно-прикладного искусства литье занимает особое место.
Этот тяжелый и трудоемкий процесс состоит из нескольких этапов, на каждом из которых задействовано большое количество умелых и опытных мастеров своего дела. От слаженности работы специалистов зависит конечный результат произведения художественного литья. Получится ли это банальный, рядовой продукт либо высокохудожественный шедевр, радующий своим изысканным видом многие последующие поколения его обладателей.
Первыми в работу вступают конструктор и дизайнер, они выезжают на осмотр объекта и беседу с клиентом. Конструктор выполняет замеры, дизайнер в свою очередь общается с заказчиком. Основная задача специалистов заключается в четком понимании желаний и требований клиента к будущему изделию для последующего отображения их на чертежах и эскизах. Скульпторы и модельщики приступают к творению первого шедевра – воплощению эскизов дизайнера в реальные пластические формы, будь то глиняная скульптура или деревянная модель. Далее формовщик изготавливает по выполненной модели литейную форму для заливки металла.
Такие специалисты, как плавильщик и заливщик отвечают за расплавление и заливку металла в созданную ранее форму. Здесь важен единственно правильный выбор температуры, состава металла и скорости его заливки. В работе плавильщика и заливщика огромное значение имеет профессиональное чутье, основанное на многолетнем опыте и знаниях. После остывания обрубщик извлекает из формы полученную отливку и с идеальной точностью обрезает лишние детали: литники, облой. Любая случайная ошибка, неверное движение мастера - и деталь невозможно будет исправить. Обрубщик несет ответственность за труд большого количества людей и конечный результат продукта.
Далее наступает черед сварщика и слесаря-сборщика, которые и собирают изделие в единое целое.
Маляр покрывает изделие цинкообразующим грунтом для увеличения срока его коррозионной стойкости. Грамотное осуществление декоративной покраски дает возможность выделить все значимые элементы и линии, из которых собирается единый эстетический образ изделия. Кроме природного таланта и отточенных со временем профессиональных навыков, для создания достойного образца художественного литья, отвечающего всем стандартам качества и индивидуальным творческим задачам клиента, необходимо полное взаимопонимание между специалистами-литейщиками.
Мастера должны согласованно и слаженно работать, понимая друг другу с полу слова. Литейное производство художественных изделий представляет собой сложный механизм, который способен остановится в случае выхода из строя даже самой малейшей его детали.
Технология художественного литья основана на всем известном свойстве расплавленного металла повторять и сохранять форму той емкости, в которую его заливают. Первым шагом на пути к созданию любого изделия является работа над моделью, которая воссоздает облик и размеры будущего художественного продукта. Для изготовления таких образцов используют различного рода материалы, начиная от дерева и заканчивая пластмассой. Далее следует наиболее важный и ответственный момент приготовления литейной формы, который осуществляется при помощи уже созданных моделей отливаемых предметов. После чего в готовую форму заливают необходимый металл: чугун, бронзу, латунь или же иной спав и получают архитектурную отливку. Существует несколько видов художественного литья.
Одним из наиболее распространенных способов считается литье в земляные формы. Подготовленную ранее модель засыпают формовочным песком, уплотняют прессованием, извлекают и полученную полость заливают металлическим расплавом. Отличным от одноразового литья в земляные формы является отлив в кокиле, который можно повторять многократно. Литье в кокиле осуществляется двумя способами: методом свободной заливки и при помощи давления. Кокиль – это твердая, разъемная форма, в которой и производится литье. Изготавливается кокиль, как правило, из такого высокопрочного и термостойкого металла, как чугун. Перед каждой новой заливкой кокиль покрывают антипригарным средством. Лидирующее место по качеству поверхности отливки занимает художественное литье под давлением. В чугунную разборную емкость под давлением подается расплавленный металл. Такой прием гарантирует отличную заполняемость формы и исходя из этого более качественную поверхность литого изделия. Технология литья в кокиле под давлением обеспечивает гарантированную повторяемость качества и размера изделия. Чугунный кокиль применяется для выполнения больших тиражей.
Для производства штучной продукции этот метод является невыгодным, так как стоимость изготовления подобной разборной формы очень высока. Нельзя не упомянуть и о таких разновидностях, как литье по выплавляемым и выжигаемым моделям. Эти технологии подразумевают под собой изготовление моделей из воска, пластмассы или других легко плавящихся, сгорающих материалов. Парафиновую копию будущего изделия покрывают специальным порошком с силикатным связующим до образования плотной оболочки, после чего модель погружают в ванну с горячей водой. В результате модельный восковой состав (МВС) плавится и покидает твердую оболочку. Полученную емкость прокаливают в печи до температуры свыше 850 градусов. Оболочка спекается и становится твердой, как керамика. Затем осуществляется заливка металла в образовавшуюся форму. Второй метод отличается от первого лишь тем, что для получения необходимой литейной формы модель выжигают, а не выплавляют, как в предыдущем случае. После остывания металлическая отливка извлекается из литейной модели и подвергается термообработке и покраске.
Способ художественного центробежного литья применяется для создания мелких интерьерных скульптур. Он имитирует технологию литья под давлением. Сущность метода заключается в заливке расплавленного металла во вращающийся резиновый кокиль. Под действием центробежной силы расплав распределяется по внутренней поверхности формы, затвердевает и образует нужную отливку. Кристаллизация расплава в подвижной резиновой емкости помогает под воздействием центробежной силы изготовить более плотные и прочные литые изделия с максимально проработанными мелкими деталями рисунка. В этом процессе используют в основном оловянные сплавы из металлов с низкой температурой плавления. Данный процесс осуществляется на специальных центробежных машинах.